Агентство недвижимости Держава основано в 1991г. Нам 20 лет!

Информация

Виды документов, необходимых для совершения операций с недвижимостью, советы по их сбору и экспертизе

• Документы, удостоверяющие личность собственника жилища
• Правоустанавливающие документы на квартиру
      • Первичные документы
      • Вторичные документы
• Документы Территориального Бюро Технической Инвентаризации
• Справки из домоуправления (ДУ)
• Документы для опекунского совета
• Другие документы
• Доверенности

Документы, удостоверяющие личность собственника жилища

ПАСПОРТ. Паспорт не действителен в случае, если отсутствуют фотографии, которые вклеиваются по достижении гражданином 20 и 45 лет, паспорт не был заменен. То же при наличии штампа ЗАГС "Подлежит замене". Стоит проверять соответствие всех данных в паспорте (фотографии, место и дату рождения, прописку и т.д.).

Если паспорт выдан давно, то обратите внимание на равномерную изношенность страниц, состояние прошивки. Проверьте подлинность фотографии, четкость оттиска печатей и штампов, совпадение номеров на страницах паспорта, совпадают ли дата рождения, адрес прописки с адресами во всех других документах, поставлен ли штамп о прописке надлежащим УВД.

Если квартира была приобретена одним из супругов в момент брака, то в этом случае требуется согласие второго супруга на продажу квартиры, если покупатель состоит в браке, то требуется присутствие второго супруга или нотариально заверенное согласие на покупку квартиры от него (нее).

УДОСТОВЕРЕНИЕ СЛУЖАЩЕГО. Если собственник находится на действительной военной службе, то вместо паспорта у него должно быть удостоверение личности служащего. Договора купли-продажи осуществляются на основании уже этого документа.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ. Требуется от несовершеннолетних собственников жилища. В настоящее время паспорт выдается по достижении 14 лет. В этом случае свидетельство о рождении уже не требуется.

ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ. Сделка невозможна по справке об утере паспорта, загранпаспорту, военному билету. Если собственник жилища мужчина призывного возраста, то Вам стоит проверить, состоит ли он на учете в Военкомате по месту жительства, и не уклоняется ли он от призыва на Действительную воинскую службу. В противном случае такой владелец не сможет выписаться из квартиры.

Правоустанавливающие документы на квартиру.

Первичные документы

СВИДЕТЕЛЬСТВО О СОБСТВЕННОСТИ. Оригинал должен быть розового цвета (для Москвы). Если это дубликат, выданный в случае утери оригинала, то он может быть другого цвета с соответствующей пометкой. Проверьте наличие водяных знаков, шифра учета в ГУФРС по Москве (старое название КМЖ), обычно 7-8-значный номер), соответствие адреса и площади квартиры, ФИО собственников. По шифру нужно сравнить документ с дубликатом в Москомрегистраци.

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИВАТИЗАЦИИ где указаны все прописанные на момент приватизации и другая информация.

ДОГОВОР ПЕРЕДАЧИ. В данном договоре имеются сведения о форме собственности (совместной или долевой), координаты граждан, имеющих право проживания и пользования квартирой, но отказавшихся от приватизации. Этот документ относится к приватизационным муниципальным и ведомственным квартирам.

ДОГОВОР С ГУФРС. Документ относится к квартирам в домах-новостройках. Подлинность, а именно, шифр учета и штамп о регистрации, проверяется в Москомрегистрации.

СПРАВКА О ВЫПЛАЧЕННОМ ПАЕ. Документ относится к квартирам ЖСК. Должны быть подпись председателя, главного бухгалтера ЖСК, штамп и печать ЖСК, шифр учета в ГУФРС.

Вторичные документы

ДОГОВОРЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, МЕНЫ, ДАРЕНИЯ, ДЕЛЕНИЯ ДОЛЕЙ. Целесообразно проверить подлинность нотариуса через нотариальную палату и шифр учета в ГУФРС. Договор может так же быть в ППФ (простой письменной форме). Хорошо так же собрать информацию о бывших собственниках квартиры и проверить их прописку по новым адресам. Полезно знать историю квартиры, пообщаться с нотариусом, который регистрировал предыдущий договор. Имейте в виду, что в случае, если Даритель или Одаряемый на момент дарения прописаны по одному адресу, налог не платится.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО ПО ЗАКОНУ И ПО ЗАВЕЩАНИЮ. Регистрируется только через нотариуса и в ГУФРС. Необходимо убедиться в наличии или отсутствии наследников первой очереди, не указанных в свидетельстве, а также ознакомиться со свидетельством о смерти бывшего собственника. В случае наследства по завещанию проверьте подлинность данного документа.

РЕШЕНИЕ СУДА. Проверить подлинность можно по шифру учета в ГУФРС, через секретаря судьи, который вынес решение. Дополнительно выясните, были ли другие решения суда и наличие надзорного производства по делу.

ДОГОВОР РЕНТЫ С ПОЖИЗНЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ. Договор заключается в двух случаях.

1. Между родственниками, чтобы избежать налогов на дарение и наследство. После смерти собственника Плательщик ренты автоматически становится собственником.

2. Между двумя любыми физическими лицами. Плательщик ренты обычно обязуется пожизненно содержать бывшего собственника и обеспечить надлежащий уход за ним. Плательщик ренты становится полноценным собственником квартиры только после смерти Получателя ренты. Надо учитывать, что договор ренты может быть расторгнут в случае недовольства Получателя ренты условиями его выполнения. В тексте договора может быть обусловлено его отсутствие или присутствие ранее 1997 года.

АКТ ПРИЕМКИ-СДАЧИ КВАРТИРЫ. Гражданский акт, который подписывается бывшими и новыми собственниками жилища после регистрации сделки, юридического или физического освобождения квартиры и передачи квитанций, счетов, книжек по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, телефона, ключей от квартиры. Он подтверждает, что стороны не имеют друг к другу претензий по указанной квартире. Этот документ - неотъемлемая часть сделки, свидетельство полного исполнения вышеуказанного договоры купли-продажи.

Документы Территориального Бюро Технической Инвентаризации

СПРАВКА БТИ ПО ФОРМЕ 11А. Выдается в ТБТИ по месту расположения объекта недвижимости. Должна быть подпись начальника БТИ, печать и номер. В ней содержатся следущие сведения: наличие ареста и запрещений, балансовая стоимость, адрес, Ф.И.О. собственников и площадь квартиры. Справка действительна в течение 1 месяца.Обязательна при нотариальной форме или ссылках в договоре ППФ.

ЭКСПЛИКАЦИЯ. В ней содержаться подробные сведения о площади всех помещений в квартире. Действительна в течение года. Не обязательна в случае предоставленной ранее (на предыдущей сделке) данной регистрационной палате этого документа.

ПОЭТАЖНЫЙ ПЛАН. Берется обязательно. Действителен в года. Красные линии говорят о не узаконенных перепланировках и других особенностях сделки.

Справки из домоуправления (ДУ)

СПРАВКА ОБ ОТСУТСТВИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. Выдается после оплаты всех коммунальных услуг в бухгалтерии, подписывается начальником и главным бухгалтером ДУ.

КОПИЯ ФИНАНСОВО-ЛИЦЕВОГО СЧЕТА. Выдается в бухгалтерии и содержит информацию об ответственном квартиросъемщике. В ней указываются документы, которые служат основанием для заселения в квартиру. Она содержит сведения о зарегистрированных договорах аренды, независимо от того, продана квартира или нет. Действительна в течение месяца.

ВЫПИСКА ИЗ ДОМОВОЙ КНИГИ. Выдается в паспортном столе ДУ и содержит сведения о всех зарегистрированных, выписанных собственниках и пользователей данной квартиры. Покупателю стоит поинтересоваться, не находится ли кто-нибудь из пользователей в местах лишения свободы или на действительной военной службе. Если это обнаруживается, то удостоверьтесь в возможности их прописки по новому месту жительства (временно выписанных). В противном случае прописка этих граждан по старому месту жительства может быть восстановлена. Действительна в течение месяца.

ФОРМА № 6. Выдается в паспортном столе милиции по месту новой прописки и является основанием для выписки со старого места жительства. Имеет обратную силу и может быть отозвана. Для стимулирования скорейшей выписки бывших собственников обычно удерживается часть суммы, которая выплачивается после полного освобождения квартиры за исключением оговоренных штрафных санкция за каждый день просрочки. Действительна в течение месяца.

ЛИСТОК УБЫТИЯ. Выдается после выписки с указанием нового места регистрации. Обычно пересылается по почте в ОВД по новому месту жительства.

Документы из опекунского совета

НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Выдается отделом опеки и попечительства муниципального округа, где прописан несовершеннолетний. Если в отчуждаемой квартире собственники лица не достигшие 18 лет, их родители должны получить разрешение на совершение сделки, а затем в течение одного-двух месяцев предоставить в отдел опеки зарегистрированный правоустанавливающий документ на новое жилище. Разрешение действительно в течение срока, указанного отделом опеки.

НА НЕДЕЕСПОСОБНЫХ. Необходимо получить разрешение на отчуждение жилища, принадлежащего недееспособным лицам или лицам с ограниченной дееспособностью. Сюда входят лица, состоящие на учете в нарко и психдиспансерах, отдельные категории инвалидов и другие граждане, находящиеся под опекой.

Другие документы

СПРАВКА ИЗ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ. Если квартира отчуждается по документам о наследстве до 2006 года или дарению или прохождении опекунского совета, то необходима справка об уплате налогов на жилище. Берется по месту жительства при предъявлении правоустанавливающих документов, справки БТИ и их копий. Прием документов и выдача справок осуществляется по вторникам и четвергам. Действительна в течение 3-х месяцев или бессрочна.

Доверенности

НА ПОЛУЧЕНИЕ СПРАВОК И ДОКУМЕНТОВ. Дается собственниками квартиры лицу (посреднику), которого они уполномачивают подготовить пакет документов, необходимый для совершения сделки. Заверяется нотариусом в присутствии собственников.

СПЕЦИАЛЬНАЯ НА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ВИД ДЕЙСТВИЙ. Дает право совершния от имени собственника ряда действий с жилищем: сбор справок, купля-продажа, регистрация и т.п. Подлинность доверенности можно проверить у нотариуса, но безопасней настоять на личном присутствии собственника у нотариуса.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПО ФОРМЕ М-2. Выдается в случае принадлежности недвижимости юридическому лицу. Подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия и скрепляется печатью организации. Желательно присутствие на сделке руководителя и главного бухгалтера.

Примечание. Все вышеуказанные документы должны хорошо читаться, иметь четкий оттиск печатей и штампов, расшифровку подписей ответственных лиц (исключение Паспорт).